Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Авторские заметки и размышления

30 сентября 2017 г. 

d36a36839d08c17830c91d13c1a250eb.jpg?150О причинах культивирования социальной энтропии 

 

Сегодня хотелось бы поговорить о настроениях нашей творческой интеллигенции, её миропонимании, отношении к народу, культуре и Родине в целом. А за основу возьмем интервью известного актера кино Алексея Серебрякова, в котором он объяснил общественности причины переезда на постоянное жительство в Канаду. Событие это произошло несколько лет назад и тогда всколыхнуло просторы Интернета. Как водится в таких случаях, наши «диванные эксперты» на своих форумах анонимно поливали грязью актера, обвиняя его во всех грехах вплоть до предательства. И казалось бы, прошло время и волна народного негодования уже схлынула, и мало кто вспомнит бурные дискуссии вокруг этого скандального интервью. Однако отдельные цитаты из публичных заявлений Серебрякова по-прежнему копируются в социальных сетях и, зачастую, вырванные из общего контекста, находят массовый отклик у либеральной общественности.    Мне не хочется давать оценки действиям актера, так как вопрос места жительства – это личное дело каждого из нас, наше право и наша свобода. Тем более, что главной причиной, А. Серебряков указывал поиск наиболее благоприятных условий жизни для своих детей. Это совершенно здоровое и правильное решение любого ответственного родителя, подвергать сомнению которое мы просто не в праве. Но, мне хотелось бы обратить ваше внимание на один очень показательный момент, который уже давно стал нормой нашей жизни. Как только представители творческой интеллигенции принимают решение покинуть Родину и перебраться за рубеж, они моментально меняют свое отношение к родной земле, народу, ее культуре и истории. Все им сразу кажется таким мерзким, мелочным и недостойным в образах России. На первый план сразу начинают выставляться самые худшие проявления общественной и политической жизни русского народа, идет активное смакование этих тем, как будто ничего доброго и хорошего, на только что покинутой Родине и не было вообще. Эта тенденция не нова и проявила она себя еще со времен XIX века, когда бежали за границу наши либералы и только там, получив финансовую поддержку Запада, они могли дышать полной грудью воздухом своды и вольно критиковать устои русского государства. В этом плане очень показательна деятельность А.И. Герцена и Н.П. Огарева, которые, находясь в эмиграции, нигде не работали, но могли позволить себе иметь политический салон в Париже и издавать журналы большим тиражом. Они тоже критиковали порядки в России, зачастую справедливо указывая на беды и проблемы русского общества. Однако, забывали наши либералы, находясь за рубежом добрую русскую поговорку о том, что сор из избы выносить не принято, это так сказать mauvais ton. Любая, даже справедливая критика своей страны, сказанная за границей, непременно будет использована как информационное оружие против твоего народа. Не думается, что эти талантливые писатели не осознавали этих прописных истин. Более того, они делали все, что бы всячески угодить Западу. Именно поэтому, в разгар  Крымской войны, когда войска англичан и французов обстреливали героически обороняющийся Севастополь, Герцен в своих статьях будет призывать русских солдат... сдаваться противнику. Разумеется, в знак протеста проклятому царизму. А во время польского мятежа в 1863 г., тот же литератор обратится с аналогичными воззваниями к русской армии, находящейся под Варшавой.  Однако оставим либералов века XIX, это уже история, хотя очень поучительная. И вернемся в наши дни. Посмотрите, что пишет Серебряков о причинах побудивших его покинуть Россию: «...я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет». Вы только вдумайтесь, одной короткой фразой человек сумел поставить диагноз целому народу (!), признав его глупым и бездарным. И это «авторитетное» мнение художника, человека творческого, который в силу профессии обязан рассматривать социальные явления многогранно, под различными углами зрения. Но не тут-то было. Все что касается России – мажется только одной краской в темных тонах. «Уличная идеология цивилизованной страны – это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостаёт в России» «К сожалению, здесь, как бы я [своих детей] ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил» – отмечает актер. По его мнению, в России можно жить только «толкаясь локтями, хамить, быть агрессивными и бояться других людей»...    Как вам такая картина русского мира? Вот лично у меня, помимо естественной обиды за наш народ, возникает вопрос: как такая мерзкая жизненная ситуация, обрисованная актером, вообще позволила ему получить качественное образование, творчески реализоваться и сталь любимцем зрителей. Разве это возможно в стране, где проживает глупый и хамский народ? И почему такое творческое прозрение наступило у актера только накануне отъезда за границу?  Ну хорошо, давайте попытаемся понять человека, его личные трудности и проблемы. Может быть, актер дал это интервью в состоянии эмоционального напряжения, когда все надоело и все тебя достали. Может быть, он потом пожалел о сказанном? Однако в реальности все обстоит совеем по-другому и очень хорошо вписывается в законы жанра. Уже «эмигрант» Серебряков снимается в фильме Звягенцева «Левиафан», где играет одну из главных ролей. О чем этот фильм? Это квинтэссенция безнадежности, мерзости, грязи и бардака, бытующего в России. На протяжении всего фильма, главные герои, которым по логике должен сочувствовать зритель, пьют горькую от тоски и горя, ругаются матом (мне довелось смотреть картину без цензуры) и в конце картины мы не видим никакой надежды на улучшение жизни. Как отмечал в одном из интервью Серебряков: «это полное вымирание. Гниение. Разруха. Все спиваются, и спиваются от какой-то тайной, непостижимой брезгливости к себе».  Вот лично у меня возникает вопрос, а зачем нам был показан такой фильм, который преподносился как шедевр кинематографа? Это же концентрированная энтропия социальной жизни, которая теперь тиражируется на телевидении и в просторах Интернета. Но не только для российского зрителя снят этот фильм. Его задача не только посеять еще большую апатию в российском обществе, настроить его против власти, но и создать дополнительный негативный образ о России, так радостно воспринимаемый на Западе. Именно поэтому весь негатив и вся социальная мерзость показана крупным планом в этом фильме. И именно эта картина была представлена на многих международных кинофестивалях. Думаю, что не стоит объяснять, какое впечатление о нашей стране составит иностранец, познакомившись с «Левиафаном».   Я не считаю, что нужно замалчивать проблемы страны и народа. Не об этом речь. Но здоровая критика должна существовать ради решения проблемы, а не ради ее смакования. Как говориться, фекалии показывать не сложно – они под любым ракурсом выглядят органично. Задача настоящего художника даже в самых проблемных случаях дать зрителю надежду, указать ему путь к спасению. Но это созидательное творчество требует не только высокого профессионализма, но четкой патриотической позиции. Оно приемлемо только для тех, кто не отделяет себя от России. Либеральной творческой интеллигенции оно просто не по плечам. Вот и остается лишь заниматься культивированием социальной энтропии в слепой надежде на поддержку Запада. Ну как тут не вспомнить известные строки:

«Как сладостно отчизну ненавидеть!

И жадно ждать ее уничтоженья!».   

 © М.В. 

Яндекс.Метрика