Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Авторские заметки и размышления

12 апреля 2020 года
 
О пандемии страха и выгребной яме истории
 
      Вот и прошло четыре недели, как учебные заведения прекратили свою работу, студенты разъехались по свои домам, школьникам запрещено выходить на улицу, учителя и преподаватели активно рассылают в сети задания, пытаясь изобразить дистанционное обучение. Чиновники растеряны, не могут дать четких инструкций и предложить дальнейшую стратегию действий, весь образовательный процесс страны оказался в неком  подвешенном состоянии, никто не знает когда и чем все это закончится. Жизнь если и не остановилась, то существенно замерла, а пустынные улицы городов стали похожи на картины фантастических фильмов. И лишь наши средства массовой информации дружно нагнетают истерию страха, каждый день пугая новыми ужасным цифрами. Первый месяц эпидемиологической неопределенности подходит к концу – есть о чем подумать и поговорить.            
 
       Во-первых, хотелось бы обратить внимание на то, что угроза вирусного заражения несомненно присутствует и было бы глупо её отрицать. Во всем мире цифры заболевших достаточно внушительны, а наличие проблемы признано руководством всех стран мира. Однако тот информационный напор в СМИ, с каким нам подают эту проблему, заставляет о много задуматься. Наверное многие из вас обратили внимание, что кроме темы коронавируса в наших новостях других тем нет. Любое событие, политическое, экономическое и даже религиозное, так или иначе, связывается с этим заболеванием. Из повестки дня исчезли события в Сирии и Донбассе, как будто там все разом замирились, перестали говорить про международный терроризм, который, наверное, сидит на режиме самоизоляции и даже пресловутые западные санкции перестали терзать Россию. Из-за вируса от нас отбирают Великую Победу, Бессмертный полк и прочие традиционные мероприятия и даже информацию о них. 75-летие нашей Победы будет задавлено информацией о вирусной истерии. Журналисты открыто заявляют, что другие темы сейчас не интересуют читателя или зрителя кроме коронавируса. Хотя любому здравомыслящему человеку эта однотипная повестка дня уже давно набила оскомину и вызывает лишь отторжение. Журналистам поставлена жесткая задача отказаться от всех остальных тем и лишь накручивать определенное информационное напряжение. И с одной стороны, это правильно, только грамотно проинформировав граждан, объяснив им масштаб и уровень угрозы, можно удержать их в своих квартирах, минимизировав масштаб распространения заражений. Но во всем необходима мера. Тут хочется вспомнить русскую поговорку: «заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет». Вот такая мысль как раз и приходит на ум в первую очередь, когда смотришь наше ТВ или читаешь новости в социальных сетях. Но это только на первый взгляд. А если посмотреть на проблему глубже, то приходишь совершенно к другим выводам. Никто наших журналистов дураками не считает, а если они и выглядят иногда таким образом, значит это кому-то необходимо. В современном информационном обществе грамотно поданная обывателю информация становится мощным оружием манипуляции его сознанием. И та истерия страха, по поводу угрозы вируса с мощным потоком информации в СМИ, манерой подачи ужасной статистики смертей и заболевших людей, приводит к парализации критического сознания массы. Зритель напуган и не способен анализировать самостоятельно. Вспомнить хотя бы статистику смертей в автокатастрофах в России, количестве больных сердечнососудистыми заболеваниями, онкологией или иными респираторными вирусами. Там статистика будет намного страшнее, но мы же жили раньше в этих условиях без особой паники! Но об этом сейчас не вспоминают. Барражирующие по улицам городов машины с громкоговорителями, предупреждающие граждан об угрозе заражения, постоянные СМСки от МЧС с требованием самоизоляции уверенности как-то не добавляют, а лишь усиливают чувство напряженности в обществе. Да и сама самоизоляция в сжатом пространстве маленьких русских квартир на длительный период времени – это тоже серьезное психологическое испытание для человека, с которым не каждый справится. Снижение иммунитета и работоспособности, депрессия, нервные срывы, семейные скандалы непременно возрастут в разы, увеличится число разводов. Я уже не говорю о качестве подготовки школьников к ЕГЭ в этом году. Результаты экзамена из-за режима самоизоляции, дистанционного обучения и психологического напряжения, явно будут ниже, а послаблений от государства и ВУЗов в виде понижения проходных баллов и увеличения количества бюджетных мест ожидать не приходится.     
        Наблюдая за развитием ситуации, приходишь к выводу, что граждан страны целенаправленно пугают и готовят к чему-то принципиально новому и важному. Убежден, что жизнь до и после самоизоляции будет принципиально иной в техническом, психологическом и правовом плане. Вот только какой будет эта жизнь? Многие специалисты обращают внимание на установление тотального цифрового контроля над людьми, угрозу чипизации, камеры слежения с интеллектуальным распознаванием лиц. Такая практика внедряется во многих странах и Россия не является исключением. Заинтересованные в оцифровке общества силы активизировались и упорно используют проблему с вирусом и самоизоляцию для реализации своих планов. Нам активно предлагают биометрические универсальные карты-паспорта и отказ от наличных денег. Если это будет реализовано на практике, наша жизнь будет похожа на антиутопии фантастов, о которых мы читали в книгах. Тотальный цифровой контроль становится не только технически возможным, но и активно внедряется в повседневную жизнь. Все это можно было бы списать на буйную фантазию или так называемые теории заговора, само понятие которых часто используют для дискредитации рациональных идей. Но, нет. Федеральные каналы нам о задачах и планах власти открыто рассказывают и даже не скрывают этого. Я писал об этом ранее на своей странице ВК.
          Однако грамотно обработанное СМИ и уставшее от социального эксперимента самоизоляции, сознание большинства граждан просто не обращает внимания на эти сигналы, либо не понимает всей угрозы ситуации. Зато когда гражданам наконец-то разрешат выйти из режима самоизоляции, радостные и счастливые люди, не только осознают, что можно радоваться простым человеческим радостям – солнышку, наступлению весны и дуновению ветра, но и будут готовы принять любые поправки и изменения законодательства. И речь идет уже не о изменении нашей Конституции, а куда более эпохальных и судьбоносных событиях постиндустриального мира. В контексте этих размышлений очень показателен финал старого советского фильма «Каталажка», где счастливые советские граждане, освобожденные от обременительной обязанности жить вместе с уголовниками, выбегают на улицу и поют песни, даже не обращая внимания на то, что вокруг города так и остался построенный «временный» забор из колючей проволоки…
       О теме цифрового тоталитаризма сейчас много информации в сети, как откровенно глупой, так и достаточно серьезной, составленной профессионалами. Её можно найти самостоятельно. Но мне бы сейчас хотелось обратить внимание на то, что связано с моей преподавательской профессией. Все преподаватели и учителя уже несколько недель вынуждены загружать в интернет-пространство задания и прочие материалы для налаживания дистанционного обучения своих учеников и студентов. Бесспорно, это важный и нужный момент нашей работы, так как необходимо выходить из сложившейся ситуации и завершать учебный процесс. И я не стану говорить о том, что свободы учебного процесса на дистанте вообще нет, нас всех ультимативно загнали работать в конкретные информационные платформы типа австралийского МУДЛ или американского ЗУМ, которые принадлежат глобальным ТНК, собирают наши персональные данные, да еще и зарабатывают на этом огромные деньги. Мир в сфере образования как по команде взорвался информационным потоком курсов и обучающих вебинаров исключительно о том, как обеспечить работу своего курса в ГУГЛ, МУДЛ, тестовых платформах Яндекса, сервиса Дискорд и других. Я специально участвовал в мероприятиях подобного типа, что бы понять происходящее изнутри. Вот сегодня мне пришлось пройти обязательное и навязанное преподавателям онлайн тестирование на знание иностранного языка, разработанное и проводимое Кембриджским университетом. Какое это имеет отношение к моей преподавательской деятельности ? Лично мне русскому человеку, для преподавания русской истории у себя на Родине, все это не нужно. А нужно это в первую очередь нашим «западным» партнерам.     
       Мои знакомые учителя и преподаватели, а вместе с ними и ответственные ученики лишились окончательно свободного времени, которое и так было в ограниченном количестве. Теперь мы тратим целые дни, что бы разослать задания и проверить их в режиме дистанционки. Учителя и преподаватели единодушны во мнении о том, что все чем мы сейчас заняты – это полный суррогат образования, польза от которого составляет максимум 1/3 от традиционной формы обучения. Учителя хотят провести традиционный урок в классе, а мои коллеги готовы читать хоть по 5 лекций подряд, лишь бы не сидеть вечно за ПК. Но будущее, которое я прогнозировал много лет подряд на своих занятиях, наступило, традиционный мир рушится на наших глазах. Бывшие выпускники ВУЗа еще со времен моего преподавания на факультете социальных технологий, а потом и на историческом факультете, должны вспомнить два сценария будущего, которые я прогнозировал - «ужасный конец» и «ужас без конца».  Проблема оцифровки сознания, трансгуманизма и сохранения человеческого в человеке еще пару лет назад воспринималась как забавная сказка, теперь же это становится нашей повседневностью. Уверен, что все помнят мои размышления о феномене «лишних» людей на нашей планете, вызванном демографическим перенаселением и развитием технологий автоматического производства. Массовая технологическая безработица скоро станет еще одной проблемой глобального характера. Как обычно, и к моему глубочайшему сожалению, я не ошибся в своих прогнозах. Будущее, вероятность наступления которого я совсем недавно объяснял в аудиториях, уже наступило. И наступило слишком быстро. Однако если я еще пару месяцев назад прогнозировал безработицу для многих профессий в сфере производства, слежения и контроля, когда человека заменят автоматизированные и цифровые системы, то для своей профессии я еще отводил определенную роль в обществе. Полагая, что люди, порождающие уникальную идею, способные донести её до аудитории и развить самостоятельное мышление у своих учеников, будут востребованы и нас в обозримом будущем компьютерная программа не сможет заменить. Я ошибался. Дистанционное обучение, которым мы сейчас в силу профессионального долга так активно заняты, в самом ближайшем будущем лишит нас работы. Стоит только нам загрузить в систему все свои курсы, материалы и образовательные программы, наладить работу учебного онлайн процесса, тогда дальше рассылать материал учащимся, проверять его выполнение и выставлять баллы уже сможет автоматика. Простой учитель или преподаватель в этой схеме будет просто не нужен. С экономической точки компьютерная программа банально дешевле и проще, да и критическим сознанием не обладает (пока что). Образование будет продолжаться в режиме онлайн, за образовательные услуги по-прежнему будут брать большие деньги, а издержки существенно сократятся. Как говорится «бизнес и ничего личного».  Мы собственными руками сейчас вычеркиваем себя из будущего. И я уверен, что когда режим самоизоляции закончится, и появится возможность возвращения к привычным формам обучения, сразу начнется активное лоббирование идей о сохранении элементов дистанционки. Вспомните финал из советского фильма, о котором я говорил ранее. Цифровой забор вокруг нас останется и нужные слова всегда подберут. И высокую эффективность такого обучения докажут и про объективность выставленных оценок роботом вспомнят. Вот только все реже будут вспоминать о роли и значении учителя или преподавателя. Сокращения сотрудников сферы образования уже не за горами. Сначала уволят тех, кто неудобен системе и тех, кто не смог вписаться в дистанционные технологии, затем уберут подавляющее количество остальных. А потом наступит и очередь начальников и руководителей, которые сейчас так активно ратуют за внедрение дистанционки и ответственно следят за загрузкой информации в базу западных образовательных платформ. Контроль и управление также будут автоматизированы.
 
       Размышляя над проблемой мне вспомнился многосерийный фильм 2017 года «Троцкий», где в первой серии есть очень интересный диалог между сидящем в тюрьме Л. Бронштейном и начальником тюрьмы. Там пламенный революционер обещает все традиционные механизмы общества и людей, не вписывающихся в новые принципы будущего, скинуть в «выгребную яму истории». Так вот что-то мне подсказывает, что современные троцкисты-глобалисты, по указке коллективного Запада для нас эту яму уже вырыли…
        Людям обычно свойственно гордиться, когда их прогнозы сбываются, а вот мне очень хотелось бы ошибаться. Не хочется так быстро и бесславно уходить с гордо поднятой головой в выгребную яму истории …  @ М.В.
Яндекс.Метрика