Авторские заметки и размышления
10 ноября 2017 г.
О режиссуре в кино и в жизни
Совсем недавно в прокат вышел достаточно любопытный многосерийный фильм Юрия Быкова «Спящие». Если кто-то еще не знаком с этой картиной – всем настоятельно рекомендую ее посмотреть. Лично меня привлекло в этом фильме достаточно большое количество диалогов главных героев на серьезные темы, к сожалению в современных фильмах это встречается редко. Полагаю, что именно диалоги, в которых каждая из сторон имеет не только свою точку зрения, но и свою правду, заставляют зрителя думать самостоятельно, формулировать личное мнение. Однако от этой потребности наше телевидение современного зрителя уже давно отучило. Но не только этим фильм «Спящие» выбивается из привычной канвы однотипного ширпотреба, показываемого по телевидению. Не менее любопытен образ правоохранительных органов нашей страны . В фильме зрителю продемонстрированы честные сотрудники ФСБ, выполняющие свой профессиональный долг по противодействию так называемым «спящим» - агентам ЦРУ, проживающим в России и давно завербованным вражескими спецслужбами. В картине наглядным образом показаны не только технологии «цветных» революций, но и образы прозападных творческих элит, которые мы очень часто можем видеть в нашей повседневной жизни. Все это добавляет фильму Ю. Быкова особый колорит и интерес. Однако именно это и всколыхнуло нашу либеральную общественность. С показом первых серий этого фильма в прессе и в сети начался просто шквал гневных статей и отзывов с жесточайшей критикой, причем рядовым гражданам в большинстве картина понравилась. Причина критики заключается в том, что на большом экране режиссер посмел показать образ государственных спецслужб России без грязи и пошлости. Главными героями являются настоящие патриоты своей страны, которые бескорыстно защищают её от различного рода провокаторов и врагов. Нет в этом фильме и мерзких образов России, чувства безнадежности и потерянности, о чем мы размышляли с вами, анализируя социальную энтропию фильма «Левиафан». А либеральная, прозападная интеллигенция, как в зеркальном отражении, увидела свое хамское двуличие, которое ей не пришлось по вкусу. Естественно, такая картина автоматически вводит её создателя в круг так называемых нерукопожатных. Принимая решение к съемке этого фильма, выводя его в прокат, его создателю следовало ожидать именно такой реакции. Однако далее ситуация стала развиваться весьма любопытным образом. Очень быстро под давлением этой либеральной своры, затравленный режиссер Быков обратился к общественности с покаянным и унизительным письмом, в котором он извиняется за собственны фильм... Признаться честно очень жаль, что этим все и закончилось. Мне не хочется сейчас осуждать Быкова за такое малодушие, хочется верить, что оно лишь временное и придет тот момент, когда автор хорошей и интересной картины прекратит такое позорное самобичевание в угоду тем, кого он сам же так метко изображал в своем фильме.Но, мне на примере этого любопытного случая хотелось бы поговорить о режиссуре. В чем суть этой профессии? Полагаю, что не только в умении организовать съемки фильма и творчески преподнести авторский замысел зрителя. Настоящего режиссера должна отличать уверенность в себе и своей творческой команде. Если ты снял картину, осуществил свой замысел, ты просто не имеешь права от нее отрекаться, это просто предательство собственных идеалов, которые ты сам же и вынашивал. К сожалению, вышеуказанный случай, показывает нам, что иногда творческий человек дает слабину и, забыв, что он режиссер, начинает выполнять роль послушного актера, подстраиваясь под требования улюлюкающей толпы.Наша жизнь так устроена, что все явления, происходящие вокруг нас, это тоже в некой мере театральное действие, в котором мы играем определенные социальные роли. И только от нас самих зависит, какую из этих ролей мы для себя выбираем: роль послушного актера, пляшущего под дудку толпы или режиссера собственной жизни и жизни других людей нас окружающих. В первом случае, человек всю жизнь будет жить лишь тем, что про него говорят и думают другие – зачастую это психотип слабых и зависимых людей. Режиссеру жизни нет никакого дела до того, что про него говорят и пишут окружающие, он уже принял свое решение и поступает именно таким образом, как считает правильно. В нашей жизни намного важнее другой вопрос – кто о нас говорит? И вот когда ты видишь, что гнев идет от истеричной толпы этих завистливых и карикатурных персонажей, настоящему режиссеру остается лишь утвердиться в правоте собственных действий – значит ты все сделал верно. В этом и заключается истинная сила режиссерского духа. © М.В