Авторские заметки и размышления
4 ноября 2018 г.
Формальный праздник или путь цивилизационного
развития Русского мира
Накануне важного и столь непопулярного в народе праздника Дня народного единства хотелось бы обратиться к вопросу о том, почему же праздник за многие годы своего существования так и не получил должного понимания обществом и в лучшем случае народные массы воспринимают его как дополнительный выходной в сырые ноябрьские дни. Для того чтобы приблизится к ответу на поставленный вопрос, давайте обратимся к истории возникновения самого праздника. Сама идея нового праздника зародилась осенью 2004 года и исходила от православной церкви. Предложение было поддержано первый заместителем руководителя фракции «Единая Россия» В. Богомоловым, который заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились времена смуты». Мы простим парламентарию историческую неграмотность и фактологические ошибки, допущенные им при трактовке нашей истории. Даже не станем вспоминать, что Смута закончилась официально в 1613 году в результате избрания на престол Михаила Федоровича. Зато обратим внимание на то, что главная партия страны активно поддержала законопроект о новом празднике и дружно проголосовала «за». Уже в 2005 году в России этот праздник отмечался с размахом. Очень хорошо помню, как по центральному телевидению нам демонстрировали наспех смонтированные научно-популярные фильмы, рассказывающие зрителю об исторических событиях Смутного времени. А затем каждый год к празднованию этого дня стали добавляться мыслимые и не мыслимые мероприятия, от крестных ходов, торжественных молебнов, открытия памятников и возложения цветов до националистических маршей, рок-фестивалей, молодежных флешмобов, сшивания из лоскутов ткани «одеяла мира», нескончаемых концертов попсы и мероприятий по борьбе с наркотиками. Затем был снят непонятный и совершенно не историчный художественный фильм «1612», который вызвал бурю критики, как у историков, так и рядовых зрителей. И вот за этим угаром ура-патриотизма, который часто проводится в России по плану и по приказу чиновников, обязательных тематических уроков в школе, запускании голубков, праздничных шаров, политического пиара чиновников и бурю оваций, было потеряно самое главное – глубинный смысл и суть праздника. Точнее он был даже не потерян, а его так и не донесли до сознания простого гражданина страны, который не очень ответственно учился в школе и не привык думать самостоятельно. Праздник оказался не только не принят обществом, многие так и не запомнили его правильное название. Здесь очень показательны результаты социологического опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?». В результате, более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения упорно продолжали считать, что 4 ноября страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Жертвы системы ЕГЭ и деградации русского образования в полной мере себя проявляли уже тогда. В среднем, согласно результатам опросов ВЦИОМ, проводившихся в течение ряда лет, около 43 % жителей России не помнят или не знают даже самого названия праздника, отмечаемого 4 ноября. Кроме того, лишь 12 % опрошенных знают его точное название. Часто путаются в словах народное, национальное, единство, единение и т.д. Мнение россиян относительно наличия в стране народного единства также неоднозначно, 54 % согласны с тем, что оно есть, но 40 % считают, что народного единства в России нет, а следовательно, отмечать праздник с такой формулировкой просто бессмысленно, как и бессмысленно изображать то, чего нет в обществе. По мнению ряда политологов, такие праздники как «День народного единства», «День России» и «День российского флага» «психологически далеки от людей». Пожалуй, можно согласиться с такими выводами. Однако нам намного важнее ответить на вопрос, а почему так получилось? И при ответе на этот вопрос нельзя все списывать только на недочеты современного образования и незнание гражданами истории своей страны. Лично мне суть проблемы видится в действиях самой власти, которая с одной стороны ухватилась за идею национальной консолидации, а с другой стороны постоянно ограничивалась какими-то полумерами. Хронологическая близость дат 4 и 7 ноября сразу породила множество разговоров о том, что новый праздник является лишь искусственной заменой, а власть до сих пор не может четко определиться с событиями Октябрьской революции, ведь согласия и примирения как такового в обществе по вопросу событий 1917 года так и не наступило. Ряд национал патриотов в России с восторгом восприняли этот праздник, однако власть жестко пресекала любые попытки проведения «Русского марша» в любых его формах. Русская православная церковь попыталась в дальнейшем наложить этот праздник на празднование дня Казанской иконы Божьей матери, что в свою очередь не имеет поддержки у лиц, исповедующих другие религии, тем более победы второго народного ополчения 1612 года не совпадают точно хронологически под почитаемый православный праздник, что порождает еще больше споров и дискуссий. Однако наибольший урон этому празднику нанесли сами либерально настроенные представители власти, которые сами же и предложили нам этот праздник. На протяжении всего периода празднования Дня народного единства лично меня всегда не покидало ощущение, какой-то незаконченности мысли, незавершенности начатого дела. И вот совсем недавно я пришел к выводу о том, что историческая сущность событий 1612 года очень пугает нашу современную власть. Именно поэтому этот праздник забалтывается и умышленно топится в мишуре концертов и флешмобов. Русскому обществу как всегда подсовывают красивую обертку, лишив его глубинного идейного и метафизического смысла праздника. Как нам преподносятся исторические события XVII века? Была слабая власть семибоярщины, которая предавала интересы своего государства, были польские интервенты и самозванцы, была разруха и хаос. Затем появилось народное ополчение Кузьмы Минина и князя Пожарского, выбило поляков из Москвы, в результате чего Смута в России закончилась. И это все правильно, но в этой череде исторических фактов, которые мало привлекают широкие народные массы, происходит нивелировка главной идеи народной соборности и созидательного самопожертвования. Говоря о событиях 1612 года нужно понимать, что это уникальное явление в нашей истории и других подобных примеров найти, пожалуй, просто невозможно. Когда сам народ в своей массе осознал необходимость консолидироваться и действовать. В истории России много примеров когда под воздействием произвола власти русский народ объединялся и поднимал на восстания. Мятежи Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева тому пример, но это была сила разрушения, антигосударственный порыв. И лишь однажды наш народ сумел объединиться ради сохранения собственного государства и государственности. И самое главное (!) этот созидательный народный порыв шел из глубин народных масс, не организуемый властью сверху. Во второе ополчение вступали добровольно, а не по приказу царя или боярских элит. Вот этот ключевой момент Дня народного единства, как раз и не доносится до граждан, так как очень не удобен политическим элитам. Любой чиновник в России никогда не посмеет сказать народу, что в нашей истории есть пример созидательного действия народа, не ведомого чиновниками. Когда общество XVII века, понимая весь ужас краха государственности при попустительстве и предательских действиях московских элит, объединилось и спасло собственное государство и самих себя. Фактически в 1612 году вторым народным ополчением была сформулирована национальная идея русского человека, которая выражается в не отделении себя от России с её проблемами, историческими испытаниями и вызовами. Формула русского человека проявилась как раз в том, что ему хорошо тогда, когда его Отечество может спокойно развиваться, а сам человек при этом не ищет себе личной выгоды в этом созидательном деле. И здесь очень показательна судьба лидеров ополчения – Минина и Пожарского, которые не сделали политической карьеры или финансового обогащения на этих событиях. Такая интерпретация русской истории не только неприемлема для современных политических элит, но и в корне противоречит самой либеральной идеологии с ее оправданием индивидуализма и оголтелого потребительского образа жизни. Не выгоден праздник Дня народного единства и многим современным чиновникам, которые на фоне исторических примеров жертвенности русских людей XVII века, сейчас выглядят мягко говоря непрезентабельно в своих роскошных виллах и яхтах. Вот и преподноситься этот праздник в современных СМИ, всего лишь как одно из ярких исторических событий, как изгнание поляков из Москвы. Сколько у нас было войн с поляками, вот и тогда в 1612 году мы погнали ляхов до их хаты... и на этом история Смуты закончилась. Главное, что бы гражданин ни коим образом не додумался до основного метафизического смысла исторических событий. Я полагаю, что и наши власти в 2004 году активно голосуя за введение нового праздника даже не догадывались о этих глубинных смыслах, а когда до них дошло, а скорее всего им кто-то это объяснил, они пришли в ужас только от одной мысли о том, что русский народ способен созидать и без власти, а отменить собственный праздник, с таким пафосом запущенный, уже было поздно. День народного единства это не праздник, притянутый за уши, как говорят многие, а результат умышленной дискредитации его основной идеи и смыслов. Вот и остается нашим господам либералам погружать праздник в пучину дискуссий, споров и мишуру мелких концертов, танцев и плясок. Русский народ всегда любил широкие гулянья и балаганы, вот пусть гуляет и веселится, запускает шарики и голубков в осеннее небо или просто радуется дополнительному выходному дню... А так как массы ленивы и не любопытны, как писал про нас еще Пушкин, авось русский народ никогда и не догадается какой истинный урок и смыслы передали нам предки, спасая свою государственность в далеком XVII веке. © М.В.